Суббота, 18.05.2024, 19:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя математики и информатики

О себе
Фраза дня
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 545
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование учебной и социальной компетенции у студентов на занятиях по общеобразовательным дисциплинам
Ответим на вопрос: есть ли разница между компетентностью и компетенцией?
Термин «компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный),
а термин «компетенция» характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов).
Ключевые компетенции — это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. (Оксфордско-Кембриджская образовательная программа «Ключевые компетенции 2000»)
Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»:
- политические и социальные компетенции;
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;
- способность учиться на протяжении жизни.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать. 
Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
• ценностно-смысловые компетенции,
• общекультурные компетенции,
• учебно-познавательные компетенции,
• информационные компетенции,
• коммуникативные компетенции,
• социально-трудовые компетенции,
• компетенции личностного самосовершенствования.
«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков  сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». (Из документов по модернизации образования РФ)

МАТЕМАТИКА – одна из дисциплин, которая призвана обеспечивать создание фундамента  для дальнейшего погружения студентов в сферу профессиональных задач.
Кто с давних лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении поставленной цели 
Основные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения дисциплины «Математика»:

1. Ценностно-смысловая компетенция.
Студенты понимают значение и роль математики в развитии научно-технического прогресса. 
Используются межпредметные связи в процессе обучения студентов для сознательного овладения ими основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками. 

2. Учебно-познавательная компетенция. 
Развитие компетенций студентов осуществляется в сфере самостоятельной познавательной деятельности: умения работать с учебником, таблицами, опорными конспектами, алгоритмами, основными понятиями и определениями. В процессе обучения студенты учатся планировать свою работу, решать проблемные ситуации (в каждой математической задаче – проблема, которую необходимо решить), составлять самостоятельно алгоритмы. 
Владение основными интеллектуальными операциями, такими как: анализ, сравнение, обобщение, синтез, выявление причинно следственных связей; формирование определенного уровня аналитического, логического, комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умения генерировать идеи и определять средства для их решения, являются составными частями учебно-познавательной компетенции студента.

3. Информационная компетенция.
Компетенция навыков деятельности студента с информацией формируется при подготовке рефератов по предмету. Развивается умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию с использованием информационных технологий. 

4. Коммуникативная компетенция. 
Формируется в процессе всего обучения. 
Работа в парах: сильный – слабый, равносильные пары, студенты выполняют самостоятельную работу на уроках одинаковой или разноуровневой степени сложности. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценок.
В процессе закрепления изученного материала оказывается консультационная помощь, как слабым студентам, так и сильным, они в свою очередь консультируют своих соседей.
Взаимопомощь и культура общения поощряется и приветствуется в процессе обучения. Студенты на уроках не только совершенствуют свои интеллектуальные способности, но и учатся этическим нормам общения. В процессе обучения студенты учатся правильно задать вопрос и грамотно, последовательно объяснить алгоритм решения примеров и задач. 

5. Компетенция личностного самосовершенствования.
Освоение способов интеллектуального самосовершенствования и развития осуществляется при развитии всех видов мышления: логического, оперативного, абстрактного. В процессе обучения математике формируется культура мышления и поведения, личностные качества: дисциплинированность, аккуратность, ответственность, трудолюбие, умение выбрать правильное решение, концентрация внимания, сообразительность. 

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам ИНФОРМАТИКИ прежде всего отводится роль развития информационной компетенции. 
Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике только эту роль? 
Основные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика»:

1. В деятельностной форме суть ценностно-смысловой компетенции можно представить так:
•  Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада)
•  Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети))
•  Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. 

2. Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так:
• Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков)
• Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.) 

3. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
•  Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием)
•  Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)
• Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)
•  Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)
•  Создание целостной картины мира на основе собственного опыта. 

4. Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:
•  Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера),
•  Владение способами работы с информацией:
- поиск в каталогах, поисковых системах, 
- извлечение информации с различных носителей;
- систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
- технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
- преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)
•  Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
•  Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности 
•  Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач. 

5. Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
•  Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии)
•  Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)
•  Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации)
•  Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования)
•  Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)
•  Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)
•  Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) 

6. Особое внимание уделяется социально-трудовым компетенциям:
Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, функциональность базы данных)
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям)
Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права) 

7. И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне учебы:
•  Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы)
•  Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе)
•  Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества)
•  Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности). 

Основные выводы:
Компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями. 
Компетентностный подход усиливает практическую направленность процесса обучения, включает в него ситуацию применения знаний и умений в конкретных жизненных условиях.
Грамотно, вдумчиво, организовав деятельность на уроке (серии уроков), учитель таким образом может способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

Список литературы:
1. Интернет-журнал «Эйдос» Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций.
2. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга79 (24.01.2013)
Просмотров: 1963 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
МИНИ ЧАТ
Поиск
Друзья сайта
Календарь.Экология
Экологический календарь
День в истории
Праздники России
Погода за окном

Copyright MyCorp © 2024