Ответим на вопрос: есть ли разница между компетентностью и компетенцией? Термин «компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный), а термин «компетенция» характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов). Ключевые компетенции — это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. (Оксфордско-Кембриджская образовательная программа «Ключевые компетенции 2000») Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: - политические и социальные компетенции; - компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; - компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; - компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; - способность учиться на протяжении жизни.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций: • ценностно-смысловые компетенции, • общекультурные компетенции, • учебно-познавательные компетенции, • информационные компетенции, • коммуникативные компетенции, • социально-трудовые компетенции, • компетенции личностного самосовершенствования. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». (Из документов по модернизации образования РФ)
МАТЕМАТИКА – одна из дисциплин, которая призвана обеспечивать создание фундамента для дальнейшего погружения студентов в сферу профессиональных задач. Кто с давних лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении поставленной цели Основные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения дисциплины «Математика»:
1. Ценностно-смысловая компетенция. • Студенты понимают значение и роль математики в развитии научно-технического прогресса. • Используются межпредметные связи в процессе обучения студентов для сознательного овладения ими основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками.
2. Учебно-познавательная компетенция. Развитие компетенций студентов осуществляется в сфере самостоятельной познавательной деятельности: умения работать с учебником, таблицами, опорными конспектами, алгоритмами, основными понятиями и определениями. В процессе обучения студенты учатся планировать свою работу, решать проблемные ситуации (в каждой математической задаче – проблема, которую необходимо решить), составлять самостоятельно алгоритмы. Владение основными интеллектуальными операциями, такими как: анализ, сравнение, обобщение, синтез, выявление причинно следственных связей; формирование определенного уровня аналитического, логического, комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умения генерировать идеи и определять средства для их решения, являются составными частями учебно-познавательной компетенции студента.
3. Информационная компетенция. • Компетенция навыков деятельности студента с информацией формируется при подготовке рефератов по предмету. Развивается умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию с использованием информационных технологий.
4. Коммуникативная компетенция. Формируется в процессе всего обучения. Работа в парах: сильный – слабый, равносильные пары, студенты выполняют самостоятельную работу на уроках одинаковой или разноуровневой степени сложности. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценок. В процессе закрепления изученного материала оказывается консультационная помощь, как слабым студентам, так и сильным, они в свою очередь консультируют своих соседей. Взаимопомощь и культура общения поощряется и приветствуется в процессе обучения. Студенты на уроках не только совершенствуют свои интеллектуальные способности, но и учатся этическим нормам общения. В процессе обучения студенты учатся правильно задать вопрос и грамотно, последовательно объяснить алгоритм решения примеров и задач.
5. Компетенция личностного самосовершенствования. • Освоение способов интеллектуального самосовершенствования и развития осуществляется при развитии всех видов мышления: логического, оперативного, абстрактного. В процессе обучения математике формируется культура мышления и поведения, личностные качества: дисциплинированность, аккуратность, ответственность, трудолюбие, умение выбрать правильное решение, концентрация внимания, сообразительность.
Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам ИНФОРМАТИКИ прежде всего отводится роль развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике только эту роль? Основные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика»:
1. В деятельностной форме суть ценностно-смысловой компетенции можно представить так: • Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада) • Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети)) • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
2. Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так: • Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков) • Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)
3. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить: • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием) • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.) • Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.) • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций) • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
4. Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности: • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера), • Владение способами работы с информацией: - поиск в каталогах, поисковых системах, - извлечение информации с различных носителей; - систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); - технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. - преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.) • Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) • Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности • Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
5. Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики: • Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии) • Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.) • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации) • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования) • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне) • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.) • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
6. Особое внимание уделяется социально-трудовым компетенциям: • Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, функциональность базы данных) • Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям) • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права)
7. И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне учебы: • Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы) • Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе) • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества) • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).
Основные выводы: Компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями. Компетентностный подход усиливает практическую направленность процесса обучения, включает в него ситуацию применения знаний и умений в конкретных жизненных условиях. Грамотно, вдумчиво, организовав деятельность на уроке (серии уроков), учитель таким образом может способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Список литературы: 1. Интернет-журнал «Эйдос» Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. 2. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. 3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005
|