Суббота, 18.05.2024, 17:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя математики и информатики

О себе
Фраза дня
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 545
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики и информатики
Девять десятых нашего счастья
основано на здоровье.
А. Шопенгауэр
Современное общество как психо и биосоциальная структура испытало за последнее время множество возмущений в форме дестабилизации социальных, политических и экономических процессов. Для людей – это стрессовая ситуация, в которой, при отсутствии мобильного мышления, устойчивости психики и обычного физического здоровья, рассчитывать на сохранение благоприятной динамики процессов «рождаемость – смертность» в масштабах страны невозможно.
Поэтому очевидна потребность в формировании нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства. В настоящее время определяется стратегия сохранения здоровья, основанная на социальной ценности здоровья личности и идее ответственности каждого человека за свое здоровье перед обществом (и ответственности общества перед человеком).
Колледж является одной из сред, наиболее активно способных воздействовать на сознание развивающейся личности. В настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья учащихся и учителей.
Многочисленными исследованиями ученых Е.А. Бабенковой, Л.А. Леоновой,  С.Е. Мансуровой и др. доказана  взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания.
На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья (Л.Е. Борисова, О.Е. Евстифеева, В.Н. Касаткин и др.) и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат.
1. Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками. Здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная.
Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. 
Ценность здоровья для общества – это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. 
Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства.
2. Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.
Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Система здоровьесберегающего образования школьников и студентов представляет собой взаимосвязь трех подсистем:
Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах.
Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.
Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации.
Результатом здоровьесберегающего образования является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни.
3. Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения. 
4. Здоровьесберегающее образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности.
Здоровьесбережение в образовании как результат представлено иерархической лестницей следующих уровней:
1. грамотность,
2. образованность,
3. профессиональная компетентность,
4. культура,
5. менталитет.
Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, научно обоснованных представлений о здоровом образе жизни, к обучению их правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества.
Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.
Здоровьесберегающая культура – присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе. 
Например, С.Г. Палий выделяет такие составляющие воспитательной работы в школе и колледже, как:
Культура физического воспитания, включающая воспитание осознания целей и принципов сохранения здоровья; обучение методам и принципам диагностики личного здоровья; обучение методам сохранения и укрепления здоровья.
Культура психологического воспитания – ознакомление с принципами поведения и общения человека; методы диагностики психологического статуса и мотивации; общественные и государственные мероприятия, изменяющие психологическую мотивацию.
Культура обучения – принципы обучения в раннем детском возрасте (роль игр, общения и обязанностей); принципы обучения на школьном этапе (учет роли анализаторов, их возможности, устойчивости и толерантности); принципы и формы профессиональной ориентации в процессе обучения; теоретические и практические навыки обучения своих детей.
Ориентация человека на здоровый образ жизни – основа здоровьесберегающего менталитета. Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Итак, главной отличительной особенностью здоровьесберегающей педагогики является приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, что означает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. 
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников и студентов, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Такие условия удобно представить, разделив их на три группы: внутрисредовые, внешнесредовые и психологические.
Внутрисредовые условия.
Сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание восемь основных моментов школьной жизни:
продолжительность урока;
продолжительность учебного дня и учебной недели;
организация самого урока;
расписание уроков;
перемены;
экзамены;
общественно полезный труд школьников;
каникулы.
Внешнесредовые условия в школе и колледже. 
На здоровье, а как следствие, и на работоспособность учащихся большое влияние оказывает воздушно-тепловой режим, освещение и удобная поза при работе.
Психологические факторы:
1. Положительные эмоции.
2. Физическая возможность преподавателей.
3. Взаимоотношения ученика и учителя.
4. Образ учителя.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию здоровьесберегающих технологий.
В ходе урока математики со студентов необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают, если сталкиваются с заданиями, которые не могут выполнить. Этого можно добиться с помощью:
создания благоприятного психологического климата на уроке;
авторских  здоровьесберегающих методик:
1. Методика Сиротюк Л.А. (кинезиологические упражнения).
2. Методика Стрельниковой А.Н. (дыхательные упражнения).
3. Методика Уманской А. А. (антивирусная программа, точечный массаж).
Физкультурные минутки и паузы во время уроков, пальчиковая  гимнастика
Упражнения:
1. «Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке» отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
2. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.
3.Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
4. Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь.
5. Из положения, стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола.
Нетрадиционные формы уроков.
1.Урок лекция. По характеру изложения и деятельности учащихся использую информационные, объяснительные, лекции-беседы. Учу студентов конспектировать лекцию, выделять опорные знания и умения, воспроизводить их. Учу применять полученные знания, обобщать и систематизировать изученное.
2.Урок-зачёт. Практикую различные виды зачётов: текущий и тематический, зачёт-практикум, дифференцированный зачет и т.д. Учащиеся имеют право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни открыты и известны и понятны ученикам, поэтому у них развита познавательная активность, и они заинтересованы в результатах своего труда. Цели для учащихся известны и посильны, результаты труда всегда поощряю, поэтому ребята стремятся к их осуществлению. Такой подход помогает мне создать психологический комфорт на уроке, формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, способствует укреплению здоровья.
3. Урок-консультация. В зависимости от содержания и назначения выделяю тематические и  целевые-консультации. Тематические провожу по наиболее сложным вопросам программы. Целевые консультации использую перед контрольной работой, зачётом, перед экзаменом. На консультации сочетаю различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные. 
4.Урок с применением компьютерных технологий. Компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточной для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Эта потребность продиктована временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Стараюсь организовать собственную деятельность ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний правильно. Оказываю ученикам нужную им помощь и поддержку. Применяя компьютерные технологии, хочу, чтобы ученики увидели новые возможности и полюбили математику. Стараюсь вооружить учащихся глубокими и осознанными знаниями, обучаю самостоятельной деятельности по овладению знаниями, формирую прочные мотивы учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания. Использую компьютерные технологии как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. В презентациях стараюсь показать самые выигрышные моменты темы, подбираю исторические справки, портреты, наглядный иллюстративно-объяснительный материал.
Разрабатываю и провожу уроки, направленные на формирование здорового образа жизни, правильное питание. Для того чтобы научить ребят заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "правильное питание”, "здоровый образ жизни”, "безопасное поведение на дорогах”. 
При повторении темы системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. 
2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 и 62.
В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.

Изучение дисциплины «Информатика» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.
Что я делаю, как учитель информатики, для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
В первую очередь это условия работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.
Выполняю требования к оборудованию и содержанию кабинета информатики:
1. компьютерный класс часто проветривается,
2. расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики обеспечивает электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, обеспечен свободный доступ студентов и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.
3. освещение яркое, но без бликов.
4. на занятиях используются специальные рабочие стулья.
Строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья подростков.
Во – вторых,  использую различные компьютерные тренажёры для глаз и упражнения для снятия зрительного утомления.
Упражнения:
- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 – 6 раз);
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.
- сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
- сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);
- стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
В – третьих, хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья
В –четвертых, контроль за позой учащихся во время занятий
В – пятых, проведение физкультминуток на уроках и динамических пауз.
Проведение физкультминуток (ФМ) - это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Продолжительность ФМ составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физкультуры. Комплексы упражнений, входящие в ФМ должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
В нашем колледже кабинет информатики расположен на втором этаже, окнами он выходит на север. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на студента. В кабинете всегда светло и свежо. Студент, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока. 
В – шестых, это регулирование умственной  нагрузки.
Вывод: эффективность использования данных видов деятельности состоит в том, что они повышают работоспособность студентов, активизируют познавательный интерес и способствует сохранению их здоровья.

Список литературы:

1. Васильева О., Журавлева Е. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 202 – 206.
2. Ирхин В.Н., Кащенко В.П. Здоровье учителей и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 73 – 76.
3. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя; Материалы ΧVΙ научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». –– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 130 с.
4. Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики, 2005
5. Палий С.Г. Организационно-педагогические условия валеологизации педагогического процесса в общеобразовательной школе: Дис. ¼ канд. пед. наук. – Калининград, 1999.
6. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб: Союз, 1998.
7. Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебно-методическое пособие для учителя. –– Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 31 с.

Интернет-источники:
1. http://pedlib.ru
2. http://1september.ru/
3. http://nsportal.ru
4. http://www.openclass.ru


Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга79 (14.01.2013)
Просмотров: 3505 | Комментарии: 1 | Теги: meta name=понятие здоровьесбережени | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
МИНИ ЧАТ
Поиск
Друзья сайта
Календарь.Экология
Экологический календарь
День в истории
Праздники России
Погода за окном

Copyright MyCorp © 2024