«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
(Китайская пословица)
В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Под учебным проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, связанная с решением какой-либо актуальной проблемы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения преподавателя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию оптимальной технологии изготовления продукта проектирования.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Итак, проект - это «пять П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация (представление)
Типологические признаки проектов
(предложены Полат Евгенией Семеновной).
Типологические признаки проектов
|
Тип проекта
|
Ведущая деятельность
|
ознакомительно-ориентировочный (информационный)
|
исследовательский
|
практико-ориентированный
|
ролевой (игровой)
|
творческий
|
Предметно-содержательная область (комплексность)
|
монопредметный (в рамках одного учебного предмета)
|
межпредметный (в рамках нескольких учебных предметов)
|
Число участников
|
индивидуальный (личностный, выполняет один учащийся)
|
групповой (выполняется группой учащихся)
|
Характер контактов
|
одноклассный (выполняют учащиеся одного класса)
|
межклассный (выполняют учащиеся разных классов)
|
общешкольный (выполняют учащиеся школы)
|
межшкольный (выполняют учащиеся разных школ, чаще всего телекоммуникационный)
|
международный (выполняют учащиеся разных стран, чаще всего телекоммуникационный)
|
Характер координации
|
открытая (явная: в качестве координатора в зависимости от типа проекта могут выступать преподаватель-предметник (монопроекты), просто специалист в той области знаний, которая подлежит изучению)
|
скрытая (неявная: в таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, выступая как полно- ценный участник проекта)
|
По отношению к предметно-урочной системе
|
урочный (выполняется на уроке)
|
урочно-внеурочный (выполняется чаще всего вне урока, на уроке осуществляется презентация полученных результатов)
|
внеурочный (выполняется во внеурочное время)
|
Продолжительность
|
мини-проект (урок, или часть урока)
|
краткосрочные (4–6 уроков)
|
среднесрочные (в течение нескольких недель учебного года)
|
долгосрочные (в течение нескольких месяцев или учебного года)
|
С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии обучающегося, выполнение проекта, независимо от его вида, ставит ребенка в такие условия учебной деятельности, в которых он самостоятельно, и что очень важно во взаимодействии с учебной группой, последовательно осваивает все компоненты мыслительной деятельности: целеполагание и структурирование, получение информации и оформление рабочих записей, самоконтроль, самооценка.
Организация работы над проектом складывается из семи этапов:
- Поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить.
- Организация творческих групп для работы над проектом.
- Планирование работы над проектом.
- Поиск и сбор информации.
- Анализ информации.
- Оформление и представление проекта.
- Анализ и оценка результатов работы над проектом.
Проектный метод на уроках и во внеурочное время – это своего рода совместное творчество преподавателя и студентов. Работа преподавателя в процессе преподавания информатики и математики направлена на конкретный результат — формирование у студентов ценностно-смысловой компетенции, учебно-познавательной компетенции, информационной компетенции, коммуникативной компетенции. Поэтому метод проектов находит широкое применение в профессиональном образовании. Он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Из опыта работы:
В прошлом учебном году в рамках проведения декады общеобразовательных дисциплин и в рамках празднования 70-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне студентам 1 курса колледжа было предложено участвовать в двух проектах:
- Никто не забыт, ничто не забыто. Их именами названы улицы Коломны.
- Ученые математики в годы войны.
Цель: формирование у студентов патриотической позиции, воспитание любви к Родине, формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
Основная проблематика проектов:
9 Мая – священный и радостный день. В сердце каждого россиянина он отзывается памятью о героизме, мужестве, самопожертвовании всех участников Великой Отечественной войны – и воинов, и тружеников тыла.
У подлинных героев тех огненных лет войны разные биографии. Но все они прошли через горнило жестоких испытаний – выстояли и победили. Именно они определили исход войны, повернули «колесо истории» к миру и прогрессу. Мы – в неоплатном долгу перед ними. Вера и сила духа героев навсегда останутся высшим мерилом патриотизма, нравственности, верности долгу.
Вопросы проекта по информатике:
- Узнать какие улицы родного города названы в честь героев Великой Отечественной войны.
- Установить где улица расположена.
- Изучить биографию героев войны.
Вопросы проекта по математике:
- Роль математики в военном деле.
- Какие практические вопросы решали математики и военные инженеры в предвоенные годы и в годы войны.
- Изучить биографию ученых.
Тип проектов: информационный, исследовательский, межпредметный, индивидуальный (групповой по математике), среднесрочный.
Задачи проектов:
-
- Повышение интереса учащихся к информатике, математике и истории.
- Развитие кругозора учащихся, грамотности.
- Изучение возможностей программы MS POWER POINT.
- Изучение информационной технологии организации поиска информации в сети Интернет.
- Познакомить студентов с биографией участников войны, в честь которых названы улицы родного города.
- Познакомить студентов с достижениями советских математиков.
- Формировать патриотическое сознание и гражданское поведение.
- Развивать нравственные качества: гуманизм, честь, долг, доброту.
- Представить проект по информатике на студенческой конференции.
- Представить проект по математике на уроке.
Предполагаемые продукты проектов: электронные презентации в проекте по информатике, стенгазета в проекте по математике.
Этапы работы студентов над среднесрочным проектом по информатике:
- Подготовительный (4-5 марта 2015 г.)
Цель: познакомить студентов с тематикой проекта.
Содержание этапа: рассмотрение проблемы проекта с помощью вводной презентации преподавателя, выявление уровня заинтересованности студентов темой проекта, определение индивидуальной темы.
- Разработка теоретической части проекта (6-31 марта 2015 г.)
Цель: исследование по выбранным темам.
Содержание этапа: изучение соответствующей литературы, изучение образовательных ресурсов Интернета по данной проблеме, подбор материала.
- Разработка презентации проекта (1 - 30 апреля 2015 г.)
Цель: создание презентаций по темам средствами редактора презентаций.
Содержание этапа: изучение возможностей программы, создание и оформление презентаций, подготовка к показу.
- Представление проектов (май 2015г.)
Цель: подведение итогов работы.
Содержание этапа: выступление на студенческой конференции, подведение итогов работы, оценка результатов проектной деятельности учащихся, рефлексия.
В 2012—2014 учебных годах в рамках проведения «Всероссийского дня леса» мы предлагали студентам 1 курса участвовать в информационном, исследовательском, творческом, межпредметном, индивидуальном, краткосрочном проекте по следующим темам:
- Лес – наше богатство!
- Красная книга Московской области. Лес – флора и фауна.
Цель: вовлечение студентов в природоохранную и экологическую деятельность средствами информационных технологий, изучение редких животных и растений, вошедших в Красную книгу Московской области; формирование экологического мышления студентов.
Вопросы первого проекта:
- Лес – это сказочный мир.
- Лес – это жизнь.
- Лес – это целый мир.
- Лес как национальное достояние России.
- Лес – это главное богатство России.
- Лес – это неотъемлемая часть нашей жизни.
- Лес – это дом.
- Лес – богатство Земли.
- Берегите лес!
- Внимание, лес!
Вопросы второго проекта:
- Зачем нужна Красная книга?
- Основные разделы Красной книги.
- Основные этапы исследования представителей Красной книги:
- Общая характеристика.
- Статус.
- Распространение.
- Размножение.
- Меры спасения.
Предполагаемые продукты проекта: электронные презентации и видеофильмы по теме.
Темы проектов, которые могут выполняться студентами по математике и информатике во внеурочное время:
- Выигрышные стратегии.
- Комбинаторика в жизни или жизнь в комбинаторике.
- Путешествие в мир многогранников.
- Применение тригонометрии в физике.
- Практическое применение логарифмической и показательной функций.
- Матричная алгебра в экономике.
- Процентные расчёты на каждый день.
- Лучшие информационные ресурсы мира.
- Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете.
- Они изменили мир.
В ходе выполнения проекта студенты вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого. Студент становится субъектом познавательной деятельности. При этом он свободен в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Литература:
1. Митяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Митяш. – М.: «Академия», 2011. – 144 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: «Академия», 2009. – 192с.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – с.152
4. Обобщение опыта «Применение метода проектов в преподавании математики»
http://rudocs.exdat.com/docs/index-59776.html
|