Суббота, 18.05.2024, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя математики и информатики

О себе
Фраза дня
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 545
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Применение метода проектов в организации внеаудиторной деятельности студентов.

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»

(Китайская пословица)

В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Под учебным проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, связанная с решением какой-либо актуальной проблемы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения преподавателя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию деятельности;
  • самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;
  • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию оптимальной технологии изготовления продукта проектирования.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Итак, проект - это «пять П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация (представление)

Типологические признаки проектов

(предложены Полат Евгенией Семеновной).

Типологические признаки проектов

Тип проекта

Ведущая деятельность

ознакомительно-ориентировочный (информационный)

исследовательский

практико-ориентированный

ролевой (игровой)

творческий

Предметно-содержательная область (комплексность)

монопредметный (в рамках одного учебного предмета)

межпредметный (в рамках нескольких учебных предметов)

Число участников

индивидуальный (личностный, выполняет один учащийся)

групповой (выполняется группой учащихся)

Характер контактов

одноклассный (выполняют учащиеся одного класса)

межклассный (выполняют учащиеся разных классов)

общешкольный (выполняют учащиеся школы)

межшкольный (выполняют учащиеся разных школ, чаще всего телекоммуникационный)

международный (выполняют учащиеся разных стран, чаще всего телекоммуникационный)

Характер координации

открытая (явная: в качестве координатора в зависимости от типа проекта могут выступать преподаватель-предметник (монопроекты), просто специалист в той области знаний, которая подлежит изучению)

скрытая (неявная: в таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, выступая как полно- ценный участник проекта)

По отношению к предметно-урочной системе

урочный (выполняется на уроке)

урочно-внеурочный (выполняется чаще всего вне урока, на уроке осуществляется презентация полученных результатов)

внеурочный (выполняется во внеурочное время)

Продолжительность

мини-проект (урок, или часть урока)

краткосрочные (4–6 уроков)

среднесрочные (в течение нескольких недель учебного года)

долгосрочные (в течение нескольких месяцев или учебного года)

 

С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии обучающегося, выполнение проекта, независимо от его вида, ставит ребенка в такие условия учебной деятельности, в которых он самостоятельно, и что очень важно во взаимодействии с учебной группой, последовательно осваивает все компоненты мыслительной деятельности: целеполагание и структурирование, получение информации и оформление рабочих записей, самоконтроль, самооценка.

 

Организация работы над проектом складывается из семи этапов:

  1. Поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить.
  2. Организация творческих групп для работы над проектом.
  3. Планирование работы над проектом.
  4. Поиск и сбор информации.
  5. Анализ информации.
  6. Оформление и представление проекта.
  7. Анализ и оценка результатов работы над проектом.

Проектный метод на уроках и во внеурочное время – это своего рода совместное творчество преподавателя и студентов. Работа преподавателя в процессе преподавания информатики и математики направлена на конкретный результат — формирование у студентов ценностно-смысловой компетенции, учебно-познавательной компетенции, информационной компетенции, коммуникативной компетенции. Поэтому метод проектов находит широкое применение в профессиональном образовании. Он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

 

Из опыта работы:

В прошлом учебном году в рамках проведения декады общеобразовательных дисциплин и в рамках празднования 70-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне студентам 1 курса колледжа было предложено участвовать в двух проектах:

  1. Никто не забыт, ничто не забыто. Их именами названы улицы Коломны.
  2. Ученые математики в годы войны.

Цель: формирование у студентов патриотической позиции, воспитание любви к Родине, формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.

Основная проблематика проектов:

9 Мая – священный и радостный день. В сердце каждого россиянина он отзывается памятью о героизме, мужестве, самопожертвовании всех участников Великой Отечественной войны – и воинов, и тружеников тыла.

У подлинных героев тех огненных лет войны разные биографии. Но все они прошли через горнило жестоких испытаний – выстояли и победили. Именно они определили исход войны, повернули «колесо истории» к миру и прогрессу. Мы – в неоплатном долгу перед ними. Вера и сила духа героев навсегда останутся высшим мерилом патриотизма, нравственности, верности долгу.

Вопросы проекта по информатике:

  1. Узнать какие улицы родного города названы в честь героев Великой Отечественной войны.
  2. Установить где улица расположена.
  3. Изучить биографию героев войны.

Вопросы проекта по математике:

  1. Роль математики в военном деле.
  2. Какие практические вопросы решали математики и военные инженеры в предвоенные годы и в годы войны.
  3. Изучить биографию ученых.

Тип проектов: информационный, исследовательский, межпредметный, индивидуальный (групповой по математике), среднесрочный.

Задачи проектов:

    1. Повышение интереса учащихся к информатике, математике и истории.
    2. Развитие кругозора учащихся, грамотности.
    3. Изучение возможностей программы MS POWER POINT.
    4. Изучение информационной технологии организации поиска информации в сети Интернет.
    5. Познакомить студентов с биографией участников войны, в честь которых названы улицы родного города.
    6. Познакомить студентов с достижениями советских математиков.
    7. Формировать патриотическое сознание и гражданское поведение.
    8. Развивать нравственные качества: гуманизм, честь, долг, доброту.
    9. Представить проект по информатике на студенческой конференции.
    10. Представить проект по математике на уроке.

Предполагаемые продукты проектов: электронные презентации в проекте по информатике, стенгазета в проекте по математике.

 

 

 

Этапы работы студентов над среднесрочным проектом по информатике:

  1. Подготовительный (4-5 марта 2015 г.)

Цель: познакомить студентов с тематикой проекта.

Содержание этапа: рассмотрение проблемы проекта с помощью вводной презентации преподавателя, выявление уровня заинтересованности студентов темой проекта, определение индивидуальной темы.

  1. Разработка теоретической части проекта (6-31 марта 2015 г.)

Цель: исследование по выбранным темам.

Содержание этапа: изучение соответствующей литературы, изучение образовательных ресурсов Интернета по данной проблеме, подбор материала.

  1. Разработка презентации проекта (1 - 30 апреля 2015 г.)

Цель: создание презентаций по темам средствами редактора презентаций.

Содержание этапа: изучение возможностей программы, создание и оформление презентаций, подготовка к показу.

  1. Представление проектов (май 2015г.)

Цель: подведение итогов работы.

Содержание этапа: выступление на студенческой конференции, подведение итогов работы, оценка результатов проектной деятельности учащихся, рефлексия.

 

В 2012—2014 учебных годах в рамках проведения «Всероссийского дня леса» мы предлагали студентам 1 курса участвовать в информационном, исследовательском, творческом, межпредметном, индивидуальном, краткосрочном проекте по следующим темам:

  1. Лес – наше богатство!
  2. Красная книга Московской области. Лес – флора и фауна.

Цель: вовлечение студентов в природоохранную и экологическую деятельность средствами информационных технологий, изучение редких животных и растений, вошедших в Красную книгу Московской области; формирование экологического мышления студентов.

Вопросы первого проекта:

  1. Лес – это сказочный мир.
  2. Лес – это жизнь.
  3. Лес – это целый мир.
  4. Лес как национальное достояние России.
  5. Лес – это главное богатство России.
  6. Лес – это неотъемлемая часть нашей жизни.
  7. Лес – это дом.
  8. Лес – богатство Земли.
  9. Берегите лес!
  10. Внимание, лес!

Вопросы второго проекта:

  1. Зачем нужна Красная книга?
  2. Основные разделы Красной книги.
  3. Основные этапы исследования представителей Красной книги:
    1. Общая характеристика.
    2. Статус.
    3. Распространение.
    4. Размножение.
    5. Меры спасения.

Предполагаемые продукты проекта: электронные презентации и видеофильмы по теме.

 

Темы проектов, которые могут выполняться студентами по математике и информатике во внеурочное время:

  1. Выигрышные стратегии.
  2. Комбинаторика в жизни или жизнь в комбинаторике.
  3. Путешествие в мир многогранников.
  4. Применение тригонометрии в физике.
  5. Практическое применение логарифмической и показательной функций.
  6. Матричная алгебра в экономике.
  7. Процентные расчёты на каждый день.
  8. Лучшие информационные ресурсы мира.
  9. Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете.
  10. Они изменили мир.

 

В ходе выполнения проекта студенты вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого. Студент становится субъектом познавательной деятельности. При этом он свободен в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Литература:

1. Митяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Митяш. – М.: «Академия», 2011. – 144 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: «Академия», 2009. – 192с.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – с.152

4. Обобщение опыта «Применение метода проектов в преподавании математики»

http://rudocs.exdat.com/docs/index-59776.html

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга79 (12.01.2018)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
МИНИ ЧАТ
Поиск
Друзья сайта
Календарь.Экология
Экологический календарь
День в истории
Праздники России
Погода за окном

Copyright MyCorp © 2024