Суббота, 18.05.2024, 19:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя математики и информатики

О себе
Фраза дня
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 545
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технология интегрирования учебных предметов. Модель межпредметных связей

Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется так же дидактическими принципами обучения. Использование межпредметных связей способствует развитию творческого мышления. Усвоение понятий данной науки происходит успешнее, если осуществляется их связь с понятиями другой науки.

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Ю.М. Самарина, А.Я. Данилюка, Л. С. Выготского, И.Д. Зверева, Т.Ф. Федорец, В. Н. Максимовой и других, высказывающих свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей.

Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды подчёркивали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистверг, К.Д. Ушинский.

Философский словарь дает следующее толкование понятия интеграция: интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Основой для интеграции является теория межпредметных связей, которая в современной дидактике получает все больше и больше внимания.

Проблема межпредметных связей рассматривалась с различных позиций. Так, А. В. Усова рассматривает межпредметные связи как дидактическое условие повышения научного уровня знаний, формирования научного мировоззрения, развития мышления и творческих способностей, оптимизации учебного процесса.

В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин рассматривают межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе.

И. Д. Зверев проблему межпредметных связей выводит из дидактического принципа системности. "Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которое определено общими целями образования, а также оптимальным учетом познавательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета”.

В. Н. Максимова относит межпредметные связи к одному из принципов обучения.

Межпредметная интеграция является непременным условием процесса обучения. Раз межпредметная интеграция является условием реализации процесса формирования учебной деятельности, то и формой интеграции являются межпредметные связи.

И. Д. Зверев выделяет три вида межпредметных связей, опираясь на структуру учебных предметов и структуру процесса обучения, общность которых является основой данной классификации.

Классификация межпредметных связей по И. Д. Звереву:

Содержательно-

информационные связи

Операционно-

деятельностные связи

Организационно-методические связи

Связи на основе содержания знаний

Связи на основе учебно-познавательной деятельности и умений учащихся в обучении

Связи на основе тех или иных методов и организационных форм

1. По составу научного знания (фактологические, понятийные, теоретические)

2. По области знаний (философские, историко-научные (гностические), семиотические, логические )

3. По знаниям о ценностных ориентациях (идеологические, политические, экономические, этические, правовые)

1. По способу практической деятельности в применении знаний на практике, которые способствуют выработке у учащихся двигательных, трудовых, экспериментальных, изобразительных и трудовых умений

2. По способам учебно-познавательной деятельности (общеучебные умения мыслительной деятельности, учебные, организационные, самообразовательные)

3. По способам ценностно-ориентационной деятельности (ценностные ориентации, необходимые для выработки умений, оценочная, коммуникативная, художественно-эстетическая)

1. По способу усвоения различных видов знания (репродуктивные, поисковые, творческие)

2. По широте осуществления (межкурсовые, внутри курсов, межцикловые)

3. По времени осуществления (преемственные, сопутствующие, перспективные)

4. По способу взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосторонние)

5. По постоянству реализации (эпизодические, постоянные, систематические)

6. По уровню организации учебно-воспитательного процесса (поурочные, тематические и.т.д.)

7. По формам организации работы учащихся (индивидуальные, групповые,коллективные)

 

Планирование межпредметных связей.

Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебных программам в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.

В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.

Сетевое планирование. Оно осуществляется завучем или председателем методической или предметной комиссии по определенному циклу, группе предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами.

Курсовое планирование. Планирование межпредметных связей внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом могут существовать разные подходы к анализу межпредметных связей: тематический подход, проблемный подход.

        Тематическое планирование. В тематическом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельнных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов.

      Поурочное планирование. Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала.

 

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических  задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

Учитель математики с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в математических курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому математическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Информатика – это благодатная почва для межпредметных связей с другими предметами. Многие предметы связаны с информатикой при изучении определённых тем. Совмещая изучение разных предметов и информатики одновременно снижается нагрузка на учащихся, используются более эффективные способы обучения. Выявлены межпредметные связи информатики со всеми учебными предметами. Например, изучение Microsoft Office Word можно совмещать с изучением русского языка, литературы, географии и истории. Web-дизайн и изобразительное искусство. Изучение информатики невозможно без знания английского языка.

 

Осуществление межпредметной интеграции должно идти в следующих направлениях:

• изучение нового материала с учетом содержания смежных предметов, логико-смысловой концепции различных областей научного знания, содержания учебной программы;

• комплексно-логическая соотнесенность видов и форм учебной, диагностической и коррекционно-оценочной деятельности;

• непрерывное изучение динамики мотивов субъектов образовательного процесса.

Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

Список литературы и Интернет-источников.

1.      Габидуллина Л. Л., Сырцова Е. Л. Межпредметная инт еграция как условие развития познавательной активности младших школьников. - Ярославский педагогический вестник. 2003. № 2 (35) 

URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/20_3/

2.      Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М: Знание,1977. 164 с.

3.      Кедров Б.М. Классификация наук. М.: Наука., 1978. 549 с.

4.      Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1987. 180 с.

5.      Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.-  М.: Просвещение, 1988.- 192 с.

6.      Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей/Под ред. В. Н. Федоровой. - М., Просвещение, 1980. – 208с., ил.

7.      Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Ораб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М: Сов. энциклопедия, 1989. 815с.

8.      Реферат: Межпредметные связи как ступень межпредметной интеграции в образовательной области «Технология»

URL:http://tershkola.ucoz.ru/load/mezhpredmetnye_svjazi_kak_stupen_mezhpredmetnoj_integracii_v_obrazovatelnoj_oblasti_tekhnologija/1-1-0-142

9.      Реферат: Межпредметные связи физики и математики

URL: http://www.bestreferat.ru/referat-86143.html

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга79 (24.01.2013)
Просмотров: 3089 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
МИНИ ЧАТ
Поиск
Друзья сайта
Календарь.Экология
Экологический календарь
День в истории
Праздники России
Погода за окном

Copyright MyCorp © 2024