Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Рубакин Николай Александрович (1862—1946), русский библиограф и писатель. В последние десятилетия в отечественной и иностранной научной литературе все чаще стало использоваться понятие «профессиональная мобильность», означающее чаще всего способность и готовность человека к смене своей профессиональной деятельности. Это вызвано, в первую очередь, теми глобальными и весьма динамичными изменениями экономических и политических условий жизни общества, которые сопутствовали развитию человеческой цивилизации в ХХ столетии и продолжаются в наши дни. В этих условиях высокая социальная и профессиональная конкурентоспособность проявляется в способности личности самостоятельно найти пути самореализации и самосовершенствования, а задача образования – научить ее этому. Сложившееся представление о профессиональной мобильности человека как способности менять профессию или род деятельности в условиях высокой динамичности общественных отношений и связей предполагает также способность к успешной самореализации в общественной среде. Однако, мобильность, являясь одним из основных показателей профессиональной и социальной востребованности субъекта, выступает одновременно как ценностно-смысловое образование и как тип реагирования личности на различные ситуации в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Приобретение профессиональной мобильности носит достаточно сложный характер и зависит как от личностных особенностей человека и условий его стихийной социализации, так и от ее целенаправленного формирования, осуществляющегося путем использования различных форм педагогического и психологического воздействия. В подобной ситуации изучение и реализация формирования профессиональной мобильности у молодежи стали одной из важных задач современных педагогики и педагогической психологии. Современной высшей школе и среднему профессиональному образованию необходимо формировать это качество у своих выпускников, что сможет помочь им сделать успешную профессиональную карьеру и добиться определенного социального статуса. Цель образования, в данном случае, заключается в направленности на качественное усвоение обучающимися необходимого содержания с одной стороны, и, с другой – на развитие их личностных качеств, что обусловливает потребность общества в специалисте, способном преобразовывать окружающую действительность и самого себя в соответствии с запросами развивающегося социума. Анализ имеющихся исследований в этой области дает возможность выделить следующие ведущие сущностные характеристики профессиональный мобильности: – статусную, связанную с социальной престижностью той или иной профессии; – социоструктурную, определяющую перемещение человека из одной социальной структуры в другую, обусловленное изменением по каким-либо причинам характера его профессиональной деятельности; – межпрофессиональную, характеризующую смену профессии или специальности; – образовательную, отражающую объем и качество образования человека, как фактора его профессиональной мобильности;
– культурную, определяющую воздействие уровня общекультурного развития человека на его профессиональную мобильность. Каждая из них отображает свою грань профессиональной мобильности, причем все они в комплексе достаточно полно характеризуют это явление в целом. В свою очередь, структурно-функциональные характеристики профессиональной мобильности отражают и описывают основные компоненты этого явления, на базе которых может быть выстроена ее модель применительно к личности каждого человека. Основными структурно функциональными характеристиками профессиональной мобильности являются: – профессионализм как способность и готовность человека со всей ответственностью подходить к освоению любой профессии, основанной на определенном наборе «предварительных» общих знаний и умений; – креативность, которая включает в себя: творческое отношение к выполнению любых профессиональных обязанностей, умение адекватно оценивать и творчески прогнозировать возможную смену вида профессиональной деятельности, а также обладание определенным набором общеобразовательных знаний, на базе которых формируется творческое отношение к труду; – психологическая устойчивость как способность адекватно реагировать на внешние негативные воздействия, уверенность в своей способности противостоять подобным воздействиям и возможность без серьезных стрессов и неуверенности в себе кардинально сменить вид профессиональной деятельности; – открытость как готовность человека к восприятию и беспристрастной оценке различных новых и непривычных для него явлений с возможным позитивным отношением к ним после их критического осмысления; – коммуникативность, как структурно-функциональная характеристика профессиональной мобильности, включает в себя: а) собственно коммуникативность, т.е. способность к эффективному обмену информацией; б) перцептивность, т.е. способность эффективно налаживать контакты, как с отдельными людьми, так и с коллективами в целом; в) интерактивность, т.е. возможность оказывать определенное влияние на человека в процессе общения с ним. Одним из способов выработки профессиональной мобильности у студентов является их самообразование в виде получения новых знаний и умений. В этом отношении оно выполняет целый ряд функций: • позволяет студентам расширить свой профессиональный кругозор в отношении ряда смежных специальностей, профессий; • выявляет личные профессиональные интересы и способности индивида; • в некоторой степени (в зависимости от легкости усвоения материала) определяет пригодность человека к той или иной профессии или специальности; • позволяет студентам выработать наиболее приемлемую лично для них методику занятий самообразованием в период будущей профессиональной деятельности; • если самообразование носит в какой-то степени опережающий характер, то оно способно подготовить студентов к трудовой деятельности по новейшим перспективным профессиям и т.п. Вместе с тем подобное самообразование студентов в некоторой степени должно направляться и курироваться их преподавателями, причем не столько в виде конкретных заданий, сколько в форме советов и консультаций с последующим обсуждением полученной информации. Самообразование студентов, направленное в том числе на формирование у них элементов профессиональной мобильности, может осуществляться в различных формах: • самостоятельное получение требуемой научной и иной информации из различных письменных источников (36%), в том числе выполненных на электронных носителях; • самостоятельная научно-исследовательская работа; • самостоятельное приобретение профессионального опыта в период прохождения практики. При самостоятельной работе студентов с необходимой информацией у них формируются в первую очередь когнитивные составляющие профессиональной мобильности, связанные с получением необходимых знаний в области различных профессий. В ходе самостоятельной научно-исследовательской работы в учебном заведении помимо чисто когнитивных элементов профессиональной мобильности студенты приобретают и некоторые психологические качества, необходимые для готовности и способности к смене профессии. По замечанию И.Я. Лернера, в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы у студентов «формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию… выявление новой функции и структуры объекта исследования, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы». в процессе прохождения практики к перечисленным выше факторам формирования профессиональной мобильности добавляется еще один – знакомство с реальной социальной обстановкой на предприятиях и организациях. Какой же должна быть роль преподавателей по оказанию студентам психолого-педагогической поддержки в процессе самообразования в отношении формирования у них профессиональной мобильности? Основная задача психолого-педагогической поддержки, по мнению В.И. Шаповалова, – «помочь студентам в их профессиональном самоопределении, процессе самостоятельного проектирования и обустройства своей профессиональной карьеры и жизненного пути в качестве активного и самостоятельного человека на основе сформированных у него знаний, свободного осознанного выбора и потребностей социума». Можно предположить, что деятельность преподавателей в этой области должна развиваться по двум направлениям. Во-первых, это рекомендации в области получения информации для самообразования. Они должны быть по возможности индивидуальными и учитывать личные особенности и интересы студентов. Таким образом, учащиеся смогут получать информацию по тем профессиям, которые соответствуют их способностям и наклонностям. Во-вторых, это индивидуальные беседы, связанные с психологической поддержкой, в ходе которых преподаватель должен ознакомить студентов с теми личностными качествами, которые характеризуют высокую профессиональную мобильность специалиста, а также указать основные пути самостоятельного развития человеком подобных качеств в процессе самообразования. Итак, формирование профессиональной мобильности у студентов может активно протекать в процессе их самообразования. Основная роль оказываемой им при этом преподавателями психолого-педагогической поддержки состоит в рекомендациях по выбору информации для самообразования и о способах формирования некоторых личностных качеств, необходимых человеку с высокой профессиональной мобильностью.
Список литературы и Интернет-источников. 1. Лернер И.Я. Исследовательский метод // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. 2. В.А. Мищенко Региональная модель формирования профессиональной мобильности студентов / автореферат
URL: http://doc2all.ru/article/15092012_91154_mischenko 3. В.А. Мищенко Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности // СПО 2011.№2. 4. Нужнова С.В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе.
URL: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html 5. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность специалиста // Высшая школа в России. 2005. № 10.
|